Обман в томском «метро кэш энд кэрри»

Не первый проект

Похожий проект в Томске уже был. Несколько лет назад обсуждался запуск скоростного трамвая между Томском и Северском.


Первый раз о запуске скоростного трамвая заговорили еще в 2007 году. В Томском проектно-изыскательском институте транспортного строительства предлагали ввести в эксплуатацию скоростной трамвай по нескольким маршрутам. Первый из них: Каштак – Иркутский тракт – Солнечный. Второй маршрут должен был пролечь от Академгородка до переулка Мокрушинский через Степановку.

Проект активно обсуждали и в 2010 году. Но тогда он преобразовался. Заговорили о строительстве монорельса между Томском и Северском. Стоимость проекта оценивалась в 0,5 млрд рублей.

Концепция строительства определена. Найден транспортный коридор, который соединит улицу Дальне-Ключевскую в Томске и улицу Ленина в Северске. Специальная огороженная транспортная линия пройдет по Большой Подгорной. Трамвай будет вмещать около 250 человек и развивать скорость до 80-100 км/ч. Это позволит северчанам за 5-6 минут добраться до Томска, — рассказывал начальник департамента капстроительства Алексей Сафронов.

В 2011 году проект просчитывала компания «РОЭЛ Групп», с которой подписали трехстороннее соглашение. В 2013 году мэр Томска Иван Кляйн заявлял, что найти инвестора для проекта вполне реально, а закупить скоростные трамваи можно в Минске. В августе 2013 года замгубернатора Евгений Паршуто заявлял, что денег на проект необходимо почти 2 млрд. рублей.

Разговоры о реальном воплощении этого проекта с помощью бюджетных инвестиций невозможны, с помощью частных инвестиций — на грани фантастики, — отмечал тогда Евгений Паршуто. И добавлял, что этот проект — не самый актуальный для Томска.

Еще в 2015 году составители генплана города предлагали создать линии скоростного трамвая от аэропорта через набережную Томи до Северска. Общая протяженность перспективной линии — около 42 километров.

Во время обсуждения называли и разные даты запуска. 2015, 2016, 2025 годы. Но пока к реализации проекта так и не приступили.

«ТОМСКОЕ МЕТРО»

В городе распространено мнение, что размер подземных ходов столь велик, что в них свободно могли заезжать, а то и разъехаться тройки лошадей. «Томские губернские ведомости» в конце XIX века писали, что от почтамта до Лагерного сада прослеживается гигантский подземный ход, названный «Томским метро». В переулке Белозерском, 2, в 1900 году обнаружили два подземных хода на две стороны, через которые уходили преступники.

Утверждалось, что с использованием подземных ходов воры грабили магазины и организовывали побеги из тюрем. Правда, в некоторых тюремных местах обнаруженные ходы вели не в камеры узников, а к дому надзирателей, а от него к губернаторскому дворцу, нынешнему Дому ученых.

В наше время немало исследователей заглядывали в подземные ходы и отмечали наличие в них кирпичных сводов. Томский журналист Эдуард Стойлов спускался в ход в здании областного суда и проходил по нему несколько десятков метров. Ход на всем протяжении был обложен кирпичом. Галина Ивановна Жиденова в 1964 году проходила по подземельям от здания колледжа культуры (Томское культурно-просветительное училище) до спортивного зала автодорожного техникума — это три сотни метров!

Томские лозоходцы также подтвердили наличие катакомб. На Воскресенской горе был обнаружен подземный ход, начинающийся с северной стороны церкви во имя Воскресения Христова и ведущий в направлении Соляной площади. Протяженность его составила около 400 м. Залегает он на глубине от 3 м до 10 м и имеет ответвления закрытого камерного типа. Сеть подземных ходов обнаружена ими и в районе площади Революции (ныне Соборная площадь). Однако ходы эти, судя по всему, находятся не в лучшем состоянии — отмечаются завалы.

Так что существование подземелий под Томском не вызывает сомнений. Но кто их построил? Версии, как правило, предлагаются не вполне серьезные. Например, подземелья строились томскими купцами, чтобы принести из погреба бутылочку вина или явиться в Общественное собрание без экипажа и совершенно не запачкавшись в грязи; еще — чтобы ездить под землей с девицами кататься на луга за рекой.

Но сибирские купцы были людьми серьезными, в глупости деньги не вкладывали. Для хранения товаров они действительно могли копать подземелья, но для этих целей делаются подвалы под зданиями, а не километровые ходы.

Вторая версия — разбойничья. Якобы разбойники копали эти ходы, чтобы скрываться в них от погони и прятать свои сокровища. Разбойникам, конечно, приходилось где-то прятаться, но к столь серьезному созидательному труду, как строительство протяженных, обложенных кирпичом подземных ходов они вряд ли были способны.

Станции

Проспект Рокоссовского

«Проспект Рокоссовского»
Дата открытия неизвестно
Проектное название Рокосовского
Тип Наземная станция
Количество платформ 2
Длина платформ, м 102
Станцию возвело НПО «Мостовик»
Выход к улицам улица Фугенфирова, проспект Рокоссовского
 «Проспект Рокоссовского» на Викискладе

«Проспект Рокоссовского» — проектировавшаяся станция Омского метрополитена. Должна была являться конечной станцией первого пускового участка Омского метрополитена и находиться за станцией «Соборная».

Открытие станции было запланировано в составе первого пускового участка Омского метрополитена «Рокоссовского» — «Библиотека имени Пушкина». В 2010 году принято решение о том, что участок «Соборная» — «Рокоссовского» будет эстакадным.

Торговый центр

«Торговый центр» — проектировавшаяся станция Омского метрополитена, следующая за «Библиотекой имени Пушкина». Открытие станции было запланировано в день 300-летия Омска в 2016 году. В перспективе должна была иметь пересадку на 2-ю линию.

Маршала Жукова

«Маршала Жукова» — проектировавшаяся станция Омского метрополитена. Были начаты работы по расчистке и ограждении территории. Открытие станции было запланировано в день 300-летия Омска в 2016 году. На данный момент территория огорожена забором по периметру, площадка заброшена, никакие работы не ведутся.

Лермонтовская

«Лермонтовская» — проектировавшаяся станция Омского метрополитена. Открытие станции было запланировано в день 300-летия Омска в 2016 году. В перспективе должна была иметь пересадку на 3-ю линию.

Парковая

«Парковая» — проектировавшаяся станция Омского метрополитена. Станция должна была располагаться на юго-востоке Омска возле главного входа в ПКиО им. 30-летия ВЛКСМ — вдоль ул. Богдана Хмельницкого, у примыкания ул. Маяковского. Первоначальное проектное название — «Парк 30 лет ВЛКСМ».

Туполевская

«Туполевская»
Округ Октябрьский
Дата открытия неизвестно
Тип односводчатая мелкого заложения
Глубина заложения, м 8
Количество платформ 1
Тип платформы островная
Длина платформы, м 102
Станцию возвело НПО «Мостовик»
Выход к улицам ул. Богдана Хмельницкого
 «Туполевская» на Викискладе

«Туполевская» — недостроенная станция Омского метрополитена. Открытие станции в обозримом будущем больше не планируется. Строительство станции началось в начале 1992-го года и в 2003 году было прекращено в связи с изменением первого пускового участка. Также был построен один тоннель перегона «Туполевская» — «Рабочая».

По данным на 2014 год наполовину построен свод станции с платформой и заделом северного вестибюля. Станция полностью законсервирована и засыпана. По периметру станции и частично вдоль перегонного тоннеля стоит забор. Работы не ведутся.

Внешние изображения

Рабочая

«Рабочая»
Округ Октябрьский
Дата открытия неизвестно
Проектное название Машиностроителей
Тип колонная мелкого заложения
Глубина заложения, м 10
Количество платформ 1
Тип платформы островная
Длина платформы, м 102
Станцию возвело НПО «Мостовик»
Выход к улицам ул. Кирова
 «Рабочая» на Викискладе

«Рабочая» — недостроенная станция Омского метрополитена. Открытие станции в обозримом будущем больше не планируется.

Строительство станции началось в начале 1992 года в составе первого пускового участка «Туполевская» — «Рабочая» с электродепо. К 2003 году был разработан котлован и прокопан один перегонный тоннель между станциями. В связи с изменившимися планами запуска первого пускового участка строительство было остановлено, котлован засыпан. На данный момент по периметру станции стоит забор, территория заброшена. Планируется создать парковку.

Инновации

При строительстве используется новый подход и современные технологии, ранее не применявшиеся в российском метростроении.

См. также: Презентация «Инновационный метрополитен в Омске».

Короткие платформы

Сейчас и на перспективу, с учётом изменения численности населения Омска, для вывоза пассажиропотока достаточно платформ длиной 60 м вместо стандартных 102 м, к которым смогут прибывать 3-вагонные поезда. Также для станций с короткой платформой достаточно одного вестибюля — вместо второго будет построен только эвакуационный выход.

Автоматические поезда

Ведение поезда компьютером без участия машиниста существенно уменьшает эксплуатационные затраты и повышает безопасность — многие аварии происходят из-за человеческого фактора. Кроме того, поезда будут оснащены рекуперативными системами, возвращающими при торможении электроэнергию обратно в сеть. Это позволит сократить число подстанций на пусковом участке с 6 до 2. Единый диспетчерский центр снимает необходимость размещать на каждой станции оборудование для контроля за движением поездов и систему кондиционирования служебных помещений.

Заложение и двойное назначение

На подземных участках мелкого заложения было принято решение отказаться от концепции двойного назначения метрополитена, которая требует строительства дополнительных сооружений гражданской обороны, не используемых при эксплуатации. Остальная часть линии будет построена на поверхности земли или на эстакадах, что снижает стоимость строительства в разы.

Светодиодное освещение

Для освещения будут использоваться светодиодные светильники. Это позволяет уменьшить энергопотребление и применять электрическое оборудование и кабели, рассчитанные на в разы меньшие токи, а следовательно — и с меньшей стоимостью. Почти неограниченный ресурс светодиодов позволит избавиться от затрат на замену ламп.

Персонал

Применение современных автоматизированных систем позволит в 3 раза сократить штатную численность обслуживающего персонала метрополитена. Вместо этого в метро будут работать стюарды, которые станут помогать инвалидам и отвечать на возникающие у пассажиров вопросы.

Что у других?


Ринат Бичурин предлагал надземное метро и другим городам. Так в столице Алтайского края, городе Барнауле, рассчитали, что метро окупится за 818 лет, при стоимости проезда в 15 рублей. Однако Бичурин с такими выводами не согласился. По предварительным расчетам бизнесмена, в Барнауле можно построить до 40 км линий и до 25 станций. Реализовать проект можно за несколько лет. Затраты составят до 15 млрд. рублей.

В Тюмени областная и городская администрация отказали Бичурину в строительстве надземного монорельса еще в 2015 году. А в мае 2017 года он также запустил в городе голосование за референдум. Петицию подписали 84 человека.

А вот в Уфе серьезно думают о строительстве надземного метро. Правда не по предложению и проекту Бичурина. В конце июня местные СМИ сообщили, что, возможно, надземное метро (монорельс) в Уфе будет строить китайская корпорация Chongqing Construction Engineering Group на основе государственно-частного партнерства. Эта компания уже реализовала такой проект в Чунцине — самом густонаселенном городе Китая, в котором, учитывая агломерацию, проживает около 50 млн человек.

Факт

Помимо бесплатного монорельса Бичурин предлагал изменить статус Санкт-Петербурга с «города» до «республики», создать систему коротких автобусных маршрутов, снизить стоимость нового жилья и сменить управляющую компанию, которая отвечает за состояние метро в Питере. Ни один из этих проектов не был реализован.

Примечания

  1. Существование подземных ходов под Томском не вызывает сомнений, весь вопрос лишь в том, кто, когда и для чего их прокладывал. О подземельях писали «Сибирский Вестник» 04.11.1888 г., «Сибирская жизнь» 03.06.1898 г., 14.05.1898 г., 17.05.1898 г., 14.05.1890 г., 01.09.1890 г., 03.09.1890 г., «Тобольские губернские ведомости», 1896?, «Петербургский листок» № 277, 1908 г., «Красное знамя» 28–29.10.1989 г., 28-29.07.1990 г., 14.08.1993 г., 14.12.1991 г., «Томская неделя» 05.12.1998 г., 27.05.1999 г., 03.06.1999 г. 10.06.1999 г., «Ведомости Томской губернии», № 9, 2000 г., «Аргументы и факты – Сибирь», № 48, 2000 г., «Комсомольская правда в Томске» 22.12.2000 г.

Следы неведомых людей

Исследования 2016 года вызывали много вопросов: геном современного человека, у которого искали чужеродные гены, специалисты сравнивали с ДНК тех, от кого он их мог получить.

К тому времени геном неандертальцев уже хорошо изучили, а вот главным источником информации о денисовских людях оставались кость фаланги пальца и несколько зубов из алтайской пещеры. Учитывая, что с Homo sapiens, как считается, смешались денисовцы, жившие на юге Азии или востоке Индонезии — далекие популяции часто отличаются друг от друга, — следы таинственного гоминида вполне могли принадлежать именно им.

Ученые считают, что Homo sapiens и предковая по отношению к ним популяция несколько раз скрещивались с представителями других видов Homo. Благодаря этому в ДНК современных людей есть участки, унаследованные и от неандертальцев, и от денисовцев

Однако четыре года спустя исследователи из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (США) предложили новую методику поиска древней примеси в ДНК современных людей. Знать геном того, от кого она унаследована, уже не требовалось. То есть ученые могли обнаружить следы гибридизации наших предков с вымершими видами Homo, от которых не осталось ничего — ни костей, ни зубов, ни орудий труда.

Первые, на ком испытали новый подход, — западноафриканские народы йоруба и менде. Эксперты проанализировали 405 их полных геномов и выделили от двух до 19 процентов неизвестной ранее архаичной ДНК. Значит, предки современных африканцев скрещивались с видами людей, которые отделились от общего ствола около 625 тысяч лет назад — до появления неандертальцев и денисовцев.

Предки западноафриканского племени йоруба скрещивались с неизвестными пока видами людей, которые отделились от общего ствола около 625 тысяч лет назад

Демографическое моделирование показало: гибридизация проходила не позднее 43 тысяч лет назад — примерно в то время, когда в Европе неандертальцы стали смешиваться с Homo sapiens.

Правда, за что именно отвечают гены, переданные таинственным предком, и какую роль они сыграли в выживании западноафриканских народов, пока не понятно.

В чем проблема?

Линия надземного метро, по задумке Рината Бичурина, будет проложена на эстакаде и станет вторым ярусом движения над дорогами общего пользования. На станциях будут работать надземные торговые галереи. Именно прибыль от сдачи этих помещений в аренду и станет основной статьей дохода нового метро. Это позволит не только в короткий срок окупить затраты на строительство, но и обеспечить бесплатный проезд для пассажиров, уверен Бичурин.

Надземное метро должно появиться не только в центре города, но и обеспечить надежную транспортную связь города с пригородами, и дать толчок развитию районов нового жилищного строительства.


Группы в соцсетях, посвященные строительству метро в Томске, появились весной прошлого года. «ВКонтакте» к сообществу на сегодняшний день присоединилось 70 человек.

Автор идеи указывает на то, что по опросам «ВКонтакте»  более 80% горожан поддерживают строительство частного надземного метро за счет частных инвестиций. На основании их голосования Бичурин уверенно заявляет, что жители его поддерживают. Следовательно, при создании метро в Томске он планирует опираться на поддержку горожан.

Правда в администрации города все тормозят, сетует предприниматель. Им появление такого транспорта не на руку, поскольку объем доходов от транспорта муниципального тогда рухнет, объясняет он. Причем такая ситуация складывается во всех российских городах.

Поэтому Бичурин больше на поддержку властей не надеется, он предпринял новый шаг и начал сбор подписей за проведение референдума в Томске, на котором каждый горожанин сможет высказать своем мнение. Сейчас, чтобы отправить заявку в мэрию, осталось собрать примерно 9 тыс. 937 подписей. «После сбора 10 тысяч подписей будет подана заявка на проведение общегородского референдума о строительстве частного надземного метро в Томске» — сообщает автор идеи.

Фото: vk.com/tomsknovmetro

Лагерный сад — начало Томского метро

Берег, на котором находится Лагерный сад, а также университетские постройки на берегу, медленно но верно сползает в реку, подтачиваемый подземными водами. Дабы прекратить этот процесс и было запланировано пройти три тоннеля, которые образуют дренажную систему, выводят излишнюю воду, а бетонированные своды крепко держат пласты грунта.

На 2010 год было пройдено почти 2 километра тоннелей. И это при том, что работы ведутся с середины 90-х годов. Шахтеры трудятся малыми бригадами по несколько человек. Специальную машину в тоннель не загнать — размеры не позволяют. Проходку осуществляют вручную кирками да лопатами, ну и отбойные молотки конечно же идут в ход. Вот только скорость проходки 30 метров тоннеля в месяц или около того. Высота тоннеля небольшая — чуть более 2 метров, ширина чуть меньше трех…. Рельсы в тоннелях есть, по ним ходят вагонетки с грунтом. Недалеко от входа тоннель раздваивается и вправо уходит синяя ветка. По краям тоннелей организованы канавы-водостоки, кое-где через них переброшены доски, чтобы не замочить ноги. Везде вязкая глина и бетон. Вентиляция работает по-советски. Дышать можно, но пыль все же чувствуется. Кругом грязные уродливые девайсы. Не всегда можно распознать их предназначение…

ГОРОД ЦАРЯ ФРАНГРАСИОНА

А вот томский геолог и исследователь-энтузиаст Николай Сергеевич Новгородов считает, что под Томском находится подземный город значительно более древний, чем сам Томск. Обосновывает этот вывод он тремя аргументами. Во-первых, молва оценивает площадь подземной сети ходов больше площади современного города. Обширные подземные ходы обнаруживали даже в Юрге, в 100 км к югу от Томска, а также в районе деревни Гарь Асиновского района, в 70 км к северу.

Второй аргумент — это объем работ. Объем грунта, извлеченного из толщ земли при строительстве подземелий, составляет сотни тысяч кубических метров, что соответствует многим десяткам погонных километров подземных ходов. Об этих объемах можно судить по размерам так называемых бугров: Мухина, Орловского, Заторного, Кононовского и других.

Наконец, эти подземные сооружения древнее Томска. Это подтверждают любопытные находки. Так, в 1908 году на крутом берегу реки Томи была найдена пещера, а в ней — прекрасно сохранившийся костяк «монгола», одетого в деревянные боевые доспехи и низкий шлем из лошадиной кожи. Около скелета лежали короткое копье, лук и топор. Местные ученые тогда предположили, что воин жил в XIV столетии, судя по его доспехам. Воин был обнаружен в искусственной пещере (потому что естественных карстовых образований в Томске не зафиксировано) и захоронен за два с лишним столетия до прихода в эти места казаков, основавших Томск!

Со свидетельством еще более любопытным столкнулся в далеком 1719 году Джон Белл Антермонский, прикомандированный Петром I к дипломатической миссии в Китай лейб-гвардии капитана Л. В. Измайлова. Догоняя посольство, Джон Белл не оставлял своего интереса к истории земель, по которым проезжал, к курганам.

В Томске он имел встречу с неким «бугровщиком», который рассказал, что «однажды неожиданно наткнулся на сводчатый склеп, где нашли останки человека с луком, стрелами и копьем и другим вооружением, лежащим на серебряной плите. Когда притронулись к телу, оно рассыпалось в пыль. Ценность плиты и вооружения была весьма значительна».

Тот факт, что захороненный воин при доступе воздуха рассыпался в прах, очень уж напоминает аналогичные случаи в этрусских склепах, где возраст захоронений исчисляется десятками веков.

В сущности, принято считать, что до похода Ермака Сибирь пребывала чуть ли не в каменном веке. Но это не совсем так. На западноевропейских средневековых картах, например, где-то в районе современного Томска можно видеть город Грустину (Грасиону), в котором совместно проживали русские и татары. Новгородов, пытаясь разобраться, когда и кто построил Грасиону, возможно, нашел в древнеиранских мифах и преданиях ответ на этот вопрос.

Иранцы связывали со строительством этого древнего города имя туранского царя Франграсиона по прозвищу Грозный. Причем по образцу царя золотого века Йимы этот город первоначально он построил как подземный, чтобы было проще укрываться от холодов. Так что не исключено, что современный Томск стоит на месте этого полулегендарного города. Или, точнее, над ним.

загадкиинтересномистикаподземельятайнытомск

ДЫРЯВАЯ ЗЕМЛЯ

Среди жителей Томска давно ходят слухи, что под городом расположено несметное множество подземных ходов, проходят они в том числе и под рекой Томью. Молва утверждает, что размеры этих подземелий существенно превышают размеры самого современного Томска. За время существования города имело место неисчислимое количество случаев обнаружения подземных ходов. Подавляющее большинство этих свидетельств сохранилось в виде слухов, но многие были отражены в газетах — и в XIX веке, и в конце XX столетия.


Порой из-за этих подземелий в городе случались просадки почвы. В мае 1898 года на Почтамтской улице возле дома архиерея в загадочную яму провалились две барышни. Позже на проспекте Ленина (бывшей Почтамтской) просадки почвы случались как минимум еще трижды: возле Дома культуры завода им. Вахрушева, возле библиотеки ТГУ и возле краеведческого музея (бывший дом архиерея). 

Неоднократно проседала почва и во дворе усадьбы на улице Шишкова, 1. В 1990-х годах в провал засыпали гравий из двух КамАЗов. На улице Октябрьской возле дома 33 на дороге как-то раз провалился груженый самосвал. В этом доме жил священнослужитель, позже прокурор. Прокурорский сын через вход в подвале дома повадился ходить в подземелья. 

К моменту прихода корреспондента подвал был засыпан под половицы. В другой раз возле Южного переезда в подземелье провалился экскаваторщик

Копая траншею, он обратил внимание на открывшуюся в земле дырку и спрыгнул туда полюбопытствовать. В подземном ходе он обнаружил сундук со старинными иконами и книгами

От Каштака до Лагерного сада

Сам предприниматель говорит, что в Томске никогда не был. Но это его не смущает. Он уверен, что метро в городское пространство впишется отлично, «также как в городах развитых стран Европы, Америки, Азии и развивающихся стран, где существует надземное метро». Никаких проблем, кроме суровых климатических условий Сибири, он не видит. Нет у него и проекта будущего метро. Проекта метро нет не только для Томска, но ни для одного другого города.

Однако пользователи в сети уже предложили план расположения станций.

Фото: vk.com/tomsknovmetro

Фото: vk.com/vseotomske

На Change.org Ринат Бичурин создал петицию, в поддержку создания в России частного надземного легкого метро с бесплатным проездом. На данный момент «за» проголосовали 12 тыс. 799 человек. Среди подписавшихся есть и томичи.

Список городов для строительства надземного метро

Санкт-Петербург и область, Новосибирск, Пермь, Ростов-на-Дону, Воронеж, Саратов, Уфа, Волгоград,Челябинск, Омск, Красноярск, Нижний Новгород, Казань, Самара, Екатеринбург. Также Рязань, Владивосток, Хабаровск, Иркутск, Кемерово, Новокузнецк, Барнаул, Томск, Тюмень, Ижевск, Оренбург, Нижний Тагил, Магнитогорск, Якутск, Чита, Улан-Удэ, Курган, Сургут, Архангельск, Новгород, Псков, Петрозаводск, Нижневартовск.

Чужие гены

В 2016 году специалисты из Университета Техаса (США) на ежегодном собрании Американского общества генетики человека заявили: в ДНК меланезийцев, живущих на островах Тихого океана, найдены следы неизвестных науке гоминид. К такому выводу привело сравнение их генома с ДНК неандертальцев, денисовцев и африканцев.

Исследователи собирались выяснить, какой процент генов мы унаследовали от вымерших Homo. И неожиданно открыли, что значительная часть древних генов, считавшихся денисовскими, на самом деле принадлежит другому виду человека.

В том же году похожие выводы — независимо от американцев — сделали датские ученые. Проанализировав около сотни геномов жителей Папуа — Новой Гвинеи и австралийских аборигенов, они заметили примесь архаичной ДНК. На первый взгляд она напоминала денисовскую, но, судя по некоторым отличиям, речь шла об ином виде гоминид.

В 2016 году ученые обнаружили в ДНК меланезийцев следы вымершего предка, который мог относиться к неописанному пока виду гоминид


С этим читают