Волгоградский скоростной трамвай

Что из себя представляет метро Волгограда сегодня

В настоящее время в городе на Волге успешно функционирует только одна линия такой не совсем обычной транспортной коммуникации. Длина её превышает 17 километров, на ней имеются 22 станции. Нередко приходится слышать вопросы о том, как правильно классифицировать имеющийся в городе объект транспортной инфраструктуры. И вообще — есть ли в Волгограде метро? Но судите сами — стандартам метрополитена соответствуют пять станций, расположенных в центральной части города. Это «Площадь Ленина», «Комсомольская», «Профсоюзная», «ТЮЗ» и «Ельшанка». Следующая — «Пионерская» — является уже надземной станцией. Длина центрального участка составляет чуть более семи километров. А наземная часть трассы не так уж сильно отличается от обычной трамвайной линии. Именно поэтому метро Волгограда нередко обозначают наименованием «Волгоградский скоростной трамвай». Он имеет черты сходства и с тем, и с другим видом городского рельсового транспорта, как, впрочем, и черты отличия.


Время работы

Скоростной трамвай (метротрам) в Волгограде открывает двери на станции в разное время. Так, станция «Площадь Ленина» открывается в 5:37, а другие – чуть позже или раньше, все зависит от времени отправления первого состава и его расписания движения. То же самое касается и закрытия: та же станция закрывает свои двери в 23:37 и ни минутой позже.

Интервал движения составляет:

  • 4 минуты (маршрут СТ) и 9 мин. (маршрут СТ–2) в часы пик.
  • 7 минут (СТ) и 9 минут (СТ–2) в остальное время.

После 21-00 интервал увеличивается до 20–30 минут, последние составы отправляются с конечной станций в 23.30 (соответственно, по маршруту их время будет корректироваться).

История

17 сентября 1971 года в Краснооктябрьском районе было открыто новое трамвайное депо для обслуживания действовавшего 8-го маршрута и нового 9-го маршрута, который связал район трамвайного депо с линией по проспекту Ленина и Тракторным заводом. Процесс реконструкции линии трамвая продолжался до 1976 года. В 1976 году было принято решение о строительстве подземного участка под центром города с тремя станциями. По замыслу проектировщиков, трамвайные поезда при въезде в центр города уходили в тоннель мелкого заложения, проходили под проспектом Ленина с тремя остановками на станциях и после пересечения оврага реки Царицы разворачивались на кольце у площади Чекистов. Такое решение существенно уменьшало время в пути между центром города и северными районами, тем более, что 8-й маршрут трамвая непосредственно по центру не шёл, заканчиваясь на кольце у пересечения проспекта Ленина и улицы 7-й Гвардейской дивизии, где была пересадка на другие маршруты, проходившие по Советской улице.

Подземный участок был построен за восемь лет и открылся 15 ноября 1984 года. 8-й маршрут трамвая был переименован в «СТ» и стал ходить от Тракторного завода до площади Чекистов. На северном участке линии до 1998 года сохранялась работа 9-го маршрута.

Строительство подземного участка и реконструкцию уже существовавшей наземной линии провели подрядчики «Волгоградстрой», «Приволжтрансстрой» и «Харьковметрострой» по проекту, разработанному филиалом Харьковметропроект института «Метрогипротранс». Эксплуатантом является МУП «Метроэлектротранс».

1 декабря 2011 года открылся второй пусковой участок линии — от «Пионерской» до «Ельшанки». По причине недостаточного количества трамваев с двухсторонним расположением дверей линия скоростного трамвая разделена на два маршрута. От ст. «Ельшанка» можно доехать без пересадки только до станции «Стадион „Монолит“», при этом работа первого участка СТ «ВГТЗ» — «Площадь Чекистов» сохранена в обычном режиме. Интервал движения составляет около 10 минут. К середине 2012 года планировалось закупить ещё несколько единиц подвижного состава, а интервал движения трамваев на данном участке должен был составить 2—3 минуты, но этого не произошло в связи с практическим закрытием завода-поставщика. В результате лишь в 2018 году на линию начали выходить новые составы. 9 июля 2018 года маршрут СТ-2 продлевается до станции «ВГТЗ», а маршрут СТ сокращает режим работы с 7:00 до 19:00.

Предпосылки создания проекта

Город расположен на правом берегу Волги. Особенность его планировки — вытянутость вдоль реки. Расстояние между границами города по реке составляет 60 км.

Пассажирские перевозки до сооружения линии скоростного трамвая осуществлялись трамваями (39 % общего числа пассажиров), автобусами (35 %), троллейбусами (18 %), речными судами (4 %) и поездами электрифицированной железной дороги (4 %).

На картограмме трудовых пассажиропотоков превалирует направление вдоль реки. При этом малая скорость уличного трамвая, недостаточное число дорог по продольной оси города, значительное увеличение пассажиропотоков на расчетный период явились основанием для сооружения скоростного трамвая в качестве основного магистрального транспорта по главному направлению.

Скоростная линия запроектирована институтом Гипрокоммундортранс МЖКХ по техническим условиям и указаниям, разработанным этим же институтом и ЛНИИ АКХ. Линия проходит по направлению основной магистрали города — через центральную часть в промышленный район. В центральной части, где бульвары и проезды перегружены безрельсовым транспортом и пешеходами, запроектирован подземный участок.

Проект первой очереди

Протяженность трассы первой очереди составляет 13,5 км, В том числе тоннельной 3,3 км. Линии начинается наземной петлей у реки Царица и проходит по высокому мосту, за которым сразу входит в тоннель. Тоннель проходит под центральным районом города; здесь запроектированы три подземные станции: «Дворец труда», «Комсомольская» и «Площадь Ленина». Низкие посадочные платформы (длиной 60 м) на подземных станциях, предполагавшиеся первоначально боковыми, перепроектированы на островные, что обусловлено возможностью ускорения и удешевления строительства имеющимся у Метростроя оборудованием.

Проектом предусмотрено мелкое заложение тоннеля и поскольку он почти на всем притяжении проходит под бульваром, на перегонах он сооружается щитовым способом, а на станциях — открытым. После тоннельного участка линия уложена на обособленном и собственном полотне вдоль пр. Ленина; там, где трасса близка к проезжей части, она отделена oт последней кустарником. Пересечения с дорогами с интенсивным автомобильным движением осуществляются в разных уровнях, а при небольшом движении — в одном. Образовавшиеся переезды оборудованы светофорной сигнализацией, включаемой движущимися трамвайными поездами. В местах больших пешеходных потоков у Мамаева кургана и заводских ворот сооружаются подземные переходы и выходами на посадочные платформы. Трасса заканчивается петлей с несколькими путями для отстоя вагонов.

Движение организуется поездами из двух четырехосных вагонов, соединенных по системе многих единиц (СМЕ). Питание линии будет осуществляться от пяти тяговых подстанций, управляемых из одного диспетчерского пункта. Остановочные пункты, включая подземные, расположены на расстоянии от 0,5 до 1,5 км (в среднем 0,95 км). По расчетам, скорость сообщения будет равна 28—30 км/ч. Предполагается что 50 млн пассажиров, которые в первый год эксплуатации проедут по линии скоростного трамвая сберегут для отдыха и учебы 7 млн ч.

Подземные сооружения линии скоростного трамвая запроектированы, а габариты и конструкторские решения приняты по нормам проектирования метрополитенов, поскольку впоследствии намечено их использовать для линии метрополитена.

В 1970 году по решению Совета Министров РСФСР в Волгограде было начато строительство нового вида городского электрического транспорта — скоростного трамвая, являющегося разновидностью легкорельсового городского транспорта с повышенной провозной способностью.

Потребность города в развитии скоростного трамвая подтверждена комплексной транспортной схемой, разработанной институтами «Гипрогор» в 1980 году и «Гипрокоммундортранс» в 1988 году. По форме городской территории Волгоград является ярким примером линейного города, вытянутого вдоль берега Волги более чем на 90 километров. Первая очередь линии скоростного трамвая протяженностью 13,5 км (в том числе 3,5 км подземной части) введена в эксплуатацию в 1984 году. На трассе расположены 12 остановочных пунктов и 3 подземные станции. С вводом первой очереди скорость сообщения между районами города возросла с 18 до 30 км/час, затраты времени на поездку сократились на 25-30 %. Возросла пропускная способность перевозок до 25 тыс. пасс./час. Появилась возможность беспересадочной поездки через четыре района.

История


История метротрама началась банально: обычная трамвайная линия использовалась в транспортной системе города. Но в 1976 году был проведен ряд консультаций, на их основе городские власти решили немного изменить действующий порядок вещей и построить подземную линию. Первые три станции подземной части метротрама были построены уже к 1984 году, но на этом дело не закончилось.

Главной задачей такого строительства инженеры видели уход от центра города, где трамвайные линии создавали бы лишнюю нагрузку на дороги. Непосредственно подземная часть – так называемое метро Волгограда – не пересекает ни один другой маршрут, поэтому она получила название внеуличной.

Строительство велось таким образом, чтобы станции подземки могли в будущем принимать обычные метро-составы вместо двух-вагонных трамвайных. С мая 2018 года на линии ездят также новые трамваи. Речь идет о пассажирских односторонних моторных 4-осных вагонах, которые заметно отличаются от привычных тем, что оборудованы переменным уровнем пола (низким полом). Они произведены на Усть-Катавском заводе.

Все станции скоростного трамвая, которые открыты в 2018 году, оборудованы современной системой видеоконтроля.

Стоимость проезда и где купить билеты


Поскольку метро Волгограда – это метротрам, билеты на проезд можно купить в кассе на станциях (остановках). Сегодня практически все горожане предпочитают покупку электронной транспортной карты. Ее цена – 100 рублей. Пополнить ее можно на сумму от 50 и 15 тыс. р.

Также проезд можно оплатить непосредственно кондуктору в вагоне. С целью экономии средств можно купить месячный проездной ГУП «Метроэлектротранс» на один или несколько видов транспорта.

Стоимость проезда последний раз менялась в 2017: так, 1 января Волгоградская Гордума назначила стоимость проезда в метротраме на уровне 25 рублей. Если приобрести транспортную карту, можно сэкономить 2 рубля на каждой поездке.


Электронные транспортные карты легко купить не только на самих станциях, но и в сети пунктов продажи МУП «Метроэлектротранс».

Подвижной состав

Трамваи 71-623-03 и МТТА-2 на конечной станции ВГТЗ

Маршруты скоростного трамвая обслуживают трамвайные вагоны из депо № 5.

Первоначально основу парка подвижного состава скоростного трамвая составляли вагоны «Tatra T3» выпуска 1980 — 1987 годов с правосторонним расположением дверей. Часть из них работала на маршрутах обычного трамвая, а часть — на маршрутах скоростного. Вагоны имели бортовые номера с 5699 по 5833, кроме правило эксплуатировались в сдвоенных односторонних составах.

В дальнейшем началось постепенное его пополнение с двухсторонними вагонами с кабинами управления по обоим концам состава. В первой половине 1990-х годов на линию в опытную эксплуатацию поступили различные типы двухсторонних вагонов: по одному трёхсекционному двухкабинному вагону «Tatra KT8D5» № 5834 чешского производства и «ЛВС-8-2-93 (71-139)» № 5835 производства ПТМЗ), а также одной сплотки из двух односекционных однокабинных двухсторонних вагонов 71-611 (КТМ-11) производства УКВЗ. Из них длительное время с 1992 по 2019 год проработала только Tatra, после чего была передана в Москву. Вагон ЛВС-8-2-93 долгое время простаивал в депо и в 2009 году был порезан, а вагоны 71-611 (КТМ-11) после эксплуатации во 2 депо были переданы в город Волжский в 2005 году.

В 2006 году в депо поступили два трамвайных вагона с номерами 5836 и 5837 из односторонних вагонов типа Татра T3R.PV, которые начали обслуживать маршрут СТ.

В период с 2008 по 2012 год ПТМЗ изготовил и поставил в Волгоград десять двухсторонних трёхсекционных вагонов ЛВС-2009 (71-154). 29 декабря 2008 года состоялась презентация первого такого вагона в Волгограде, который получил бортовой № 5838. Второй вагон прибыл в Волгоград 31 мая 2009 года (бортовой № 5839). В рамках второго контракта ещё семь вагонов (№ 5840 — 5846) были поставлены в течение 2011 года. Согласно третьему контракту к 21.05.2012 в Волгоград должны были быть поставлены ещё 3 вагона. Однако прибыл только 5847, а к концу 2012 года завод-изготовитель практически прекратил работу. Эти вагоны начали работать сначала на маршруте СТ, а затем СТ-2.

В марте-апреле 2018 года пришло 20 новых двухсторонних однокабинных трамваев 71-623-03 производства УКВЗ, получившие бортовые номера с 5848 по 5867. Из них было сформировано 10 двухвагонных составов по системе многих единиц (СМЕ) с ориентацией кабин в разные стороны, благодаря чему они получили возможность работать на маршруте СТ-2. Также в апреле-мае 2018 года из Москвы поступило 33 бывших в эксплуатации двусторонних однокабинных вагона МТТА-2 (двухсторонняя модификация Tatra T3 с асинхронным приводом). Большинство из них были объединены по СМЕ в двухсторонние составы и стали обслуживать маршруты СТ и СТ-2. После этого часть односторонних вагоны Tatra T3 была списана или законсервирована, а другая часть была отстранена от эксплуатации на линии скоростного трамвая и переведена на обычные маршруты.

Маршрут СТ-2 обслуживают вагоны или составы с двусторонним расположением дверей и двумя кабинами водителя, в то время как на маршруте СТ, имеющем оборотные кольца на обеих конечных станциях и расположение платформ только с правой стороны, наряду с ними могут эксплуатироваться и односторонние вагоны. По состоянию на 2020 год, почти все эксплуатирующиеся на маршрутах вагоны или составы являются двухсторонними, за исключением Tatra T3R.PV.

Действующие пассажирские трамваи

  • 71-623-03 (КТМ-23-03) — 20 вагонов (10 составов)
  • 71-154 (ЛВС-2009) — 10 вагонов (трёхсекционные)
  • Tatra T3R.PV — 2 вагона (1 состав)
  • МТТА-2 — 33 вагона

Трамваи, выведенные из эксплуатации

  • Tatra KT8D5 — 1 вагон (трёхсекционный)
  • ЛВС-8-1-93 — 1 вагон (трёхсекционный)
  • 71-611 (КТМ-11) — 2 вагона (1 состав)
  • Tatra T3 — 135 вагонов

Служебные трамваи

  • Tatra T3SU (двухдверная) — 8 вагонов
  • ГС-4 (КРТТЗ) — 1 вагон (снегоочиститель)
  • ГС-5 — 1 вагон (снегоочиститель)
  • ТК-28 — 1 вагон (рельсотранспортёр)

Дальнейшие перспективы

Опыт строительства и эксплуатации Волгоградского метрополитена был всесторонне проанализирован различными специалистами и признан эффективным. Положительные моменты подобного принципа транспортной инфраструктуры отражаются в первую очередь на экономике. Такое метро комбинированного типа менее затратно. Это в равной мере относится и к строительным, и к эксплуатационным расходам. Кроме того, значение имеют и сроки строительства, которые несопоставимо меньше, чем при прокладке тоннелей даже неглубокого заложения. Именно поэтому волгоградский опыт взят на вооружение в других крупных городах Российской Федерации, где проектируется и строится метрополитен. А схема метро Волгограда в ближайшем будущем существенно изменится. В настоящее время принято и утверждено решение о строительстве уже третьей очереди существующей в городе транспортной системы. Длина её составит семь километров. Новая очередь соединит с центром южную часть города. Строительство её уже ведётся интенсивными темпами. Пуск в эксплуатацию предварительно намечен на третий квартал 2018 года.

Нереализованные продления

3-я очередь скоростного трамвая

В период существования Советского Союза в Волгограде параллельно со строительством подземного участка второй очереди Скоростного трамвая до Ельшанки предполагалось продолжить развитие системы. Для этого планировались к осуществлению ещё три очереди, однако достроить удалось только 2 очередь. В 2013 г. губернатором Сергеем Боженовым озвучивалось желание возобновить проектирование 3 очереди скоростного трамвая протяжённостью 7 километров от микрорайона Тулака (Ельшанка) к Волгоградскому государственному университету. По сообщениям СМИ на её проектирование в 2013 году областное правительство выделяло более 400 миллионов рублей. Предполагалось, что к весне 2014 года завершится разработка проектной документации, а очередь войдёт в строй к 2018 году. Однако никаких работ по проектированию и строительству начато так и не было. Предполагалось разбить третью очередь на три пусковых комплекса-участка. Первый участок от станции Ельшанка через «Новосибирскую» (ранее «Районная») и до «Аграрного университета» (ранее «СХИ»). Второй — это станции «Тормосиновская» и «Панфиловская», третий участок — через станцию «Купоросная балка» (ранее «Микрорайон 231») до «Госуниверситета».

Длина перегонов между станциями третьей очереди
  • Ельшанка — Новосибирская — 1,4 км;
  • Новосибирская — Аграрный университет — 1,1 км;
  • Аграрный университет — Тормосиновская — 1,1 км;
  • Тормосиновская — Панфиловская — 0,9 км;
  • Панфиловская — Купоросная балка — 1,1 км;
  • Купоросная балка — Госуниверситет — 1,4 км.

Предполагалось продлить существующую линию на север от «Тракторного завода» до микрорайона «Спартановка», однако никаких работ начато так и не было.

5-я очередь скоростного трамвая

Фактически предполагалось реализовать вторую линию СТ: «Площади Ленина» до жилых массивов «Семь ветров» и «Жилгородок», с выходом на «Гумрак» и посёлок «Аэропорт».


С этим читают