Метро-2023. какой будет воронежская подземка

Легкое метро

Идея легкого метро, или скоростного трамвая, особенно активно стала выдвигаться с 2013 года московской компанией «МостГеоЦентр», которая предлагает властям Воронежа свой проект.


Суть его состоит в прокладке 89 км путей для скоростного трамвая. Из них 74 км должны будут проходить на поверхности и, по большому счету, повторять путь старых трамвайных колей, а 15 км предполагается проложить под землей. Поэтому другое название данного проекта – легкое метро, или метротрам. По проекту «МостГеоЦентра», над землей должно располагаться 57 станций, а в подземной части – 6. Кроме того, вся линия скоростного трамвая будет поделена на 4 депо.

Кстати, городское транспортное сообщение подобного типа уже есть в другом российском городе – в Волгограде. Там метротрам был построен ещё в советское время, в 1984 году. Кроме того, на постсоветском пространстве подобный транспортный проект функционирует в Кривом Роге (Украина).

Что же получит от реализации данного проекта Воронеж? Метро легкого типа позволит значительно разгрузить пассажиропоток с других видов транспорта, в частности с маршрутных такси. Кроме того, подземный трамвай, в отличие от обычного, способен передвигаться с большей скоростью – в среднем 24-30 км/ч, а на некоторых участках – до 75 км/ч, в то время как средняя скорость его более медленного собрата достигает всего 15-24 км/ч.

Будет ли в Воронеже метро, или как стать городом XXI века?

Метро в Воронеже необходимо как воздух. Станет ли воронежский метрополитен реальностью? Над разными его проектами уже много лет работают лучшие ученые города. Своими идеями о том, каким должно быть метро в Воронеже, в интервью газете «Мое» поделился заведующий кафедрой строительства автодорог ВГАСУ профессор Владислав Подольский.

Воронеж называют мегаполисом уже много лет, несмотря на то, что миллионником город был признан совсем недавно. Это связано, в первую очередь, с его административным значением: ежедневно на работу или учебу сюда приезжают тысячи жителей пригородов. Каждый день тысячи людей выезжают на дороги Воронежа на своих автомобилях, десятки тысяч пользуются общественным транспортом.

В часы пик движение практически замирает: все те, кто оказался в пути, вынуждены стоять в многочасовых пробках. Инфраструктура города организована таким образом, что единственный разумный и эффективный способ разгрузить дороги в Воронеже — строительство метро. В городе, где дороги узкие, а движение очень интенсивное, общественный транспорт такого типа необходим, как воздух.

Одна из возможных схем воронежского метро. Взята с http://downtown.ru/voronezh/city/1723

Этим вопросом в Воронеже занимается профессор Подольский и другие ученые государственного архитектурно-строительного университета. Недавно они обратились к властям города с проектом реконструкции улиц и строительства метро в Воронеже в 2014 году. Есть и другая инициатива: похожий проект представила коммерческая компания нашего города, специализирующаяся на проектировании мостов и подобных конструкций. Более того, еще весной схема метро Воронежа была презентована на международном форуме «Доркомэкспо».

Проектируя метрополитен в Воронеже, специалисты учли как европейский опыт, так и российский. Дело в том, что принципы, по которым построено метро Москвы или Санкт-Петербурга, не подходят для инфраструктуры Воронежа. Самая реальная для нашего города схема — волгоградская:

  • расстояния между станциями не должны превышать в среднем 1,3 км;
  • линии метро не должны залегать глубоко: 5-ти метров будет вполне достаточно;
  • в Воронеже рациональнее использовать не электропоезда, а трамваи в 5-6 вагонов.

По мнению разработчиков, финансовые вложения в такой метрополитен окупятся с лихвой: новый общественный транспорт будет пользоваться большой популярностью. К слову сказать, после того, как в Воронеже построят метро, его можно будет назвать современным городом, инфраструктура которого одинаково адаптирована как для молодых людей, так и для пенсионеров.

Воронежский трамвай, фотография с http://svkraft.livejournal.com/15355.html

Читая эти строки, каждому хочется верить, что уже в ближайшем будущем можно будет добраться из Северного района в Центральный без пробок даже в час пик, сидя в уютном скоростном трамвае Воронежа.

Конечно, этот проект не идеален. У него есть уязвимые места, и он нуждается в доработке

Важно отметить несколько из них.

Строительство метро в Воронеже предполагает прокладку туннелей и проведение земляных работ. Это значит, что движение на главных улицах придется останавливать, устанавливать бетонные и другие конструкции. С учетом и без того сложной дорожной ситуации Воронежа, это приведет к транспортному коллапсу.

Метро – это электротранспорт, а значит, ему требуется огромное количество электроэнергии. Однако сегодня энергосистема Воронежа находится в плачевном состоянии.

Безусловно, метро в Воронеже необходимо

Важно, чтобы за проект взялся кто-то, кто действительно радеет за судьбу родного города. В противном случае новый общественный транспорт так и останется мечтой.

Сколько будет стоить строительство метро

Компания-разработчик представила расчеты только для первого этапа создания подземки. Стоимость работ она считала с учетом возможной инфляции (цифры даны в млн рублей). Всего на запуск первой очереди планируется потратить 48,344 млрд рублей.

  •  2018 год – 872,4 (проектно-изыскательские работы),
  •  2019 год – 8876,61 (строительство),
  •  2020 год – 9231,67 (строительство),
  •  2021 год – 9600,94 (строительство),
  •  2022 год – 19762,7 (строительство и приобретение подвижного состава).

Источники финансирования  – федеральный, региональный и областной бюджеты, а также средства частных инвесторов. Реализация проекта возможна на условиях государственно-частного партнерства. 

Помочь сэкономить деньги на метро может система автовождения. Применительно к Воронежу с 35 поездами (на одной ветке) эта цифра может составить до 150 млн рублей в год.

Новости

  • Коммунисты поднимают молодежный спорт В минувший понедельник депутат Государственной Думы от Воронежской области Сергей Гаврилов и команда МФК «Динамо» побывали в детской школе в поселке Тимирязево. 29 октября
  • Константин Ашифин: «Власть и собственность должны принадлежать народу!» В минувший вторник, девятого сентября, Константин Ашифин и его коллеги из фракции КПРФ встретились с жителями посёлка Каменка. 12 сентября
  • Общественная приёмная Константина Ашифина продолжает работу В минувшую среду, 27 августа, кандидат в губернаторы Воронежской области Константин Ашифин принимал граждан в своей общественной приёмной. 29 августа

Какие объекты предстоит возвести или снести


Для прокладки линий метро на отдельных участках городу придется глобально реконструировать улично-дорожную сеть. Наиболее болезненная часть сооружения метрополитена в Воронеже – это устройство тоннелей и станций в центральной части города, а также изъятие частной собственности у владельцев.

Район цирка

Самый сложный участок – от площади Ленина до улицы Ворошилова. Авторы проекта предлагают сократить движение легкового транспорта по улицам Кирова и Фридриха Энгельса, перенеся его на улицу Пушкинскую. Стоянка и остановка любого вида транспорта в этой зоне должна быть запрещена.

Сооружение трассы метро там следует совместить с устройством автодорожного тоннеля Кирова – Ворошилова и эстакадой по улице 20-летия Октября – Кольцовской. Последовательный ввод тоннеля для автодвижения резко сократит наземный транспорт и упростит строительство станции метро у магазина «Перекресток».

Также для устройства объездных дорог и реконструкции существующих на данном узле придется перенести или снести часть парковой зоны и жилой дом (точный адрес в докладе отсутствует).

Северное направление

Сооружение линии метро по Московскому проспекту будет увязано с проектом реконструкции транспортных узлов и эстакад на площади Застава, у автовокзала и на улице Хользунова (только реконструкция). Транспорт предлагают пустить в объезд по улице Шишкова от улицы 45-й Стрелковой Дивизии до улицы Урицкого (реконструкция Шишкова уже разработана) и по улице Солнечной. В процессе расширения последней (дублер Московского проспекта) на участке от улицы Беговой до Ясного проезда будет построена четырехполосная эстакада.

Сам Московский проспект ждет расширение до шести полос от улицы Хользунова до обходной автодороги М-4 «Дон», а также устройство карманов для остановок общественного транспорта.

В районе ТЦ «Московский проспект» потребуется изъять у собственника площади под опоры для эстакады метрополитена, также строительство ветки может временно потеснить стоянку легковых авто рядом с торговым центром.

ВГУ

Станция «Университет» будет полузаглубленной, в зоне  ее строительства проект предусматривает снос домов и изъятие земельных участков по адресам:

  • улица Фрунзе, 23, 25, 25а;
  • улица Нарвская, 1, 2, 3, 4.

Вокзал

Также участком, где предполагается изъятие недвижимости, является зона за станцией Воронеж-1, где метрополитен «выйдет на поверхность». Это дома №1, 2, 3 по ул. Фридриха Энгельса.

Храм


Сложности ожидаются и на отрезке метро у Благовещенского собора. Там по проекту необходимо разобрать ограду, убрать часть деревьев и снести гараж Воронежской епархии (улица Фридриха Энгельса, 14в/2). После прокладки тоннеля все объекты будут восстановлены.

«Динамо»

Для размещения входной группы в станцию «Динамо» необходимо будет снести дом и изъять участок по улице Героев Революции, 87, выкупить часть гаражей и часть плодопитомника по улице Юных Натуралистов, 1а.

Вместе со строительством эстакады над железной дорогой планируется реконструкция улицы Ленина. Она будет проходить в два этапа. Сначала перекроют и сделают одну часть дороги, ближе к Центральному парку, потом вторую.

В этой зоне, согласно проекту ООО «Киносарг», должны быть изъяты участки по ул. Ленина, 34, 36, 38, 40, 42, 44, 46, 48, 50, 52, 54.

Остужевское кольцо

На левом берегу метро пойдет вдоль улицы Остужева. А за железнодорожной линией и перспективным вокзалом Воронеж-3 (еще нет конкретного проекта) необходимо будет изъять площади, попадающие под электродепо метрополитена. Это участок на Остужева, 54, а также гаражи и участок возле строения №27.

Причины возрождения идеи

Вместе с тем тяжелое положение страны в 1990-х – начале 2000-х годов привело к ситуации, что троллейбусный парк в Воронеже начал стремительно сокращаться. Заработная плата работникам депо выплачивалась с большими задержками, персонал сокращали, резали вагоны на металлолом. Это привело к тому, что в 2009 году трамвайные маршруты из Воронежа полностью исчезли. Демонтаж трамвайных рельс продолжается по нынешнее время, хотя большинство из них уже давно сняты. Серьёзно сократился также троллейбусный парк. Таким образом, Воронеж приобрел довольно печальное достижение – стал крупнейшим европейским городом, в котором отсутствует городской рельсовый транспорт.

Со второй половины первого десятилетия нынешнего века ситуация изменилась. Население города стало расти и к 2013 году перевалило за 1 миллион. Если даже раньше, в 80-х годах, транспортная система не совсем справлялась с качественным обслуживанием пассажиров, то теперь, с исчезновением метро и сокращением троллейбусного парка, и подавно. Но к этому моменту экономика России начала демонстрировать значительный рост, что позволяло говорить о выделении средств на перспективные проекты.

Таким образом, из-за увеличения числа жителей транспортная проблема вернулась, но зато — и это главное — появились финансовые возможности её решить. Жители города и местные власти опять заговорили о возможном строительстве метро.

Предыстория проекта

Давайте сразу выясним, что послужило толчком к возникновению идеи строительства в Воронеже метро.


Впервые план создания подземного транспорта в городе обсуждался ещё во времена СССР. В 80-х годах прошлого столетия численность населения города достигла почти 900 тыс. жителей, что привело к очень большой нагрузке на существующую транспортную сеть, с которой она не могла полноценно справиться. Это и послужило причиной возникновения разговоров о постройке в Воронеже метро. Более того, эти разговоры переросли в нечто большее. Был даже создан план строительства «подземки».

Но Советский Союз распался на 15 республик, экономика страны переживала не лучшие времена, и деньги нужны были на неотложные нужды. Так что стало не до проекта, а позже о нем вообще забыли. С 1998 года началось постепенное падение численности населения города. В итоге она достигла величины 850 тыс. человек, так что возведение метро стало не столь уж актуальным.

Классическое метро

Вместе с тем многие воронежцы не воспринимают идею метротрама, так как в случае её реализации о проекте полноценного метро им, скорее всего, придется забыть. А иметь классическую «подземку» для города-миллионника очень престижно. Представьте, как поднимется мнение жителей города, когда приезжие будут спрашивать у них: «Как доехать до метро?» Воронеж не хочет быть хуже других российских городов, таких как Нижний Новгород, Самара или Омск, в которых уже давно действует метрополитен.

Идею отказа от метротрама в пользу строительства полноценного метро поддержали такие организации, как «Гипрокоммундортранс» и «Киносарг». Свое мнение они обосновывают тем, что проложить рельсы по старым маршрутам уже невозможно. Большинство мест, где не так уж давно пролегали трамвайные пути, сейчас заасфальтировано, так как было произведено расширение проезжей дороги для автомобилей. А на некоторых участках уже возведены сооружения.

Кроме того, увеличение скорости движения на 6-9 км/ч, в отличие от обычного трамвая, которое предлагает проект метротрама, является недостаточным для такого населенного пункта, как г. Воронеж. Метро позволяет передвигаться гораздо быстрее.

Противники идеи строительства полноценной «подземки» критикуют проект «Киносарга», говоря, что он популистский. Ведь на строительство метрополитена потребуется больше денег, чем на метротрам. А всем известно, что во многих городах из-за недостатка финансирования в России находятся в замороженном состоянии проекты прокладывания метро. Таким образом, выбрав данный путь, вообще может остаться без городского рельсового транспорта город Воронеж. Метро в этом случае превратилось бы в нереализуемый долгострой.

Нужно ли метро Воронежу

Население города давно перевалило за 1 млн человек, и в ближайшие годы эта цифра будет только расти. Уже сейчас в Воронежскую агломерацию включены жители Семилукского, Рамонского и Новоусманского районов. Со временем интеграция усилится, добавив областному центру десятки тысяч людей. При этом транспортная инфраструктура, заложенная генпланом Воронежа в 1970 году, фактически исчерпала себя.

Сейчас наш город занимает третье место в России по уровню автомобилизации. Перегрузка улиц ведет к тому, что в «пиковые» часы транспорт едет уже не глядя на дорожную разметку. А это, в свою очередь, вызывает пробки, которые длятся в Воронеже с 7:30 до 20:40. В таких условиях средняя скорость передвижения человека по городу не превышает 8 км/ч, что является очень низким показателем.

Расширение магистралей, а также устройство улиц-дублеров могут улучшить транспортную ситуацию, но только на окраинах. В центре город по-прежнему будет стоять в пробках. Разрешить эту проблему может именно подземный общественный транспорт, который, по оценке экспертов, возьмет на себя до 60% пассажирского трафика.


С этим читают